Какие бывают коллекционные модели?

Что такое масштаб модели и в чем разница?

Коллекционные модели автомобилей выпускаются в различных масштабах. Не все одинаково популярны и распространены по различным причинам. Ниже приведен их краткий обзор (расположены масштабы в порядке увеличения размера модели):  

- 1/87 – модели в этом масштабе по большей части используются для диорам к железнодорожным макетам размера HO;

- 1/72 в этом масштабе в основном выпускаются сборные модели военных автомобилей и техники;

- 1/50 - строительная техника и грузовики/автобусы;

- 1/43 - самый популярный масштаб у производителей и коллекционеров масштабных моделей. Что делает его таким? Огромный ассортимент марок и моделей, регулярность выхода новинок. Большое количество фирм выпускающих модели разного уровня детализации и, как следствие, цены. Как следствие широкие возможности для выбора тематики и получения обширной коллекции даже в рамках одной узкой темы и различного размера бюджета. Нет проблем с хранением ввиду довольно малого размера моделей. Приемлемый уровень цен. Популярность обуславливает широкий выбор моделей как в России, так и за рубежом;

- 1/32 – более популярен для моделей сельскохозяйственной техники, но в последнее время становится актуален и для моделей автомобилей;

- 1/24 - это основной масштаб для производителей пластиковых сборных моделей, готовых качественных коллекционных моделей довольно много по теме американских автомобилей, других моделей очень мало

- 1/18 – это самый крупный из наиболее популярных масштабов моделей автомобилей. По популярности у производителей и коллекционеров находится на втором месте после 1/43. К повышающим популярность факторам можно отнести высокую степень детализации и проработки моделей, высокая реалистичность, наличие открывающихся элементов (не всегда). Размеры моделей являются одновременно и плюсом (усиливают впечатление) и минусом. Хранение коллекции, особенно когда она переваливает через 20-30 штук, уже становится проблемой, а когда счет идет на несколько сотен, то и подавно. Собственно, проблема хранения и является основным сдерживающим фактором популярности данного масштаба. Также, к сдерживающему фактору отчасти можно отнести цены не модели. Отчасти, потому что у моделей в 43-ем масштабе очень часто есть бюджетные альтернативы, а в 18-ом ­- нет. Но если в 43-ем масштабе ориентироваться только на самые качественные модели, то разница в цене с 18-ым масштабом будет минимальна, и совсем не всегда в пользу 43-его.

-1/12 – еще более крупный, детализированный и дорогой. Выбор моделей довольно ограниченный. Довольно популярен для моделей мототехники.

На этом обзор основных масштабов моделей автомобилей можно закончить. Но сами масштабы на этом не заканчиваются, помимо рассмотренных выше, также можно встретить масштабы 1/76, 1/48, 1/25, 1/35, 1/10, 1/8, но это все уже скорее исключение.

Из какого материала сделаны масштабные модели автомобилей?

Модели автомобилей могут быть сделаны из трех различных материалов (преимущественно имеется ввиду сам кузов модели): специального металлического сплава (Diecast), эпоксидной смолы (Resin) или пластика (Plastic или Composite). Некоторые фирмы выпускают только металлические модели, например, Autoart. Другие (в основном недавно появившиеся производители) - только в смоле, хороший пример - OTTOmobile (первый производитель "бюджетной" смолы), GT-spirit. А вот у фирмы Minichamps можно найти модели, сделанные из всех трех возможных материалов.

Для производства остальных деталей могут использоваться те же материалы, что и для кузова, а также металл, прозрачный пластик или пленка, резина, иногда ткань, кожа. 

В подавляющем большинстве случаев модели в масштабах крупнее 1/43, сделанные из металла, имеют открывающиеся элементы кузова (может быть только часть этих элементов). В то время как у моделей из смолы и пластика ничего открывающегося нет (применительно к подобным моделям часто употребляют термин - "глухая" модель). Однако, могут быть и исключения, как в одну, так и в другую сторону. Отношение к глухим моделям в среде коллекционеров не однозначное (разумеется, это не относится к моделям в масштабах 1/43 и меньше). Когда речь идет о моделях в достаточно крупном масштабе, наличие "функционала" для многих является принципиальным моментом, когда помимо внешнего вида на модели можно рассмотреть и особенности компоновки моторного отсека и ходовой части, и заглянуть в салон через открытую дверь. Однако, визуально глухая смоляная модель выглядит реалистичнее. Во-первых, из-за отсутствия слишком больших щелей между деталями кузова. Во-вторых, из-за того, что производитель не занимается в данном случае проработкой моторного отсека и днища модели, то может полностью сосредоточиться на внешнем виде и салоне модели. В-третьих, из-за технологических особенностей проектирования моделей и изготовления форм. Ну и в-четвертых, выбора между функциональной и смоляной моделью, как правило, нет. Поэтому тут приходится отвечать на вопрос, нужна ли вам вообще модель этого автомобиля.

Регулярная, дилерская, лимитированная, специальная серии…  Что это?

Помимо различия моделей по неким классам в зависимости от материала корпуса, также можно встретить названия регулярная и дилерская. Все модели выпускаются специализированными фирмами на специальных заводах. Однако, очень часто, отделы аксессуаров и сувенирной продукции автомобильных компаний размещают у этих фирм заказы на производство моделей автомобилей своей марки, а иногда являются, по сути, инициаторами производства новых моделей (хороший пример из настоящего времени – компания Mercedes-Benz). Вся партия таких заказанных моделей поступает на центральный склад автокомпании, и уже оттуда они распределяются по дилерам, магазинам запасных частей и так далее. Эти модели имеют фирменный заводской артикул (похож на каталожный номер запчасти этого автомобильного бренда) по которому и может быть оформлен заказ. Такие модели называются дилерскими. Модели, реализуемые со складов производителей масштабных моделей через сеть специализированных модельных магазинов, называются регулярными. Эти модели имеют артикул согласно каталогу производителя модели. Безусловно, что в специализированных модельных магазинах, также можно встретить и дилерские модели. Какие могут быть отличия у регулярных и дилерских моделей:

   1)    Коробка. Дилерские модели имеют фирменную брендовую коробку. Регулярные модели имеют дизайн характерный для конкретного производителя модели. Это всегда (за единичными исключениями).

   2)    Цвет кузова, салона. Как правило, дилерские модели выпускаются в каких-то особенных цветах, в которые точно красились реальные прототипы. Также, обычно дилерки имеют имитацию государственного номерного знака, а не табличку с обозначением модели. Это все - как правило, но бывают исключения как в одну, так и в другую сторону. А бывает и так, что регулярная и дилерская модели абсолютно (на 100%) идентичны.

   3)    Модификация. Иногда в дилерском варианте выпускается модель автомобиля в особенной модификации. Например, Mercedes-Benz S320 (W140) и BMW 318i (e46) выпускаются/выпускались только в дилерском варианте, в регулярном были S600 и 328i соответственно.

   4)    Уровень проработки. Как правило, дилерские и регулярные модели не имеют отличий на этом уровне.  Но бывают и исключения, опять же как в одну, так и в другую сторону. Например, BMW 507 от Revell в дилерском варианте имели сиденья с покрытием из натуральной кожи, объемные эмблемы и салон с флоком, и наоборот Mercedes-Benz 600 LWB (W100) в дилерском варианте НЕ имел кожаных сидений, открывающегося холодильника, чемоданов в багажнике и «вайт-волов» на шинах.

Естественно все модели имеют какой-то определённый тираж, но в большинстве случаев он не афишируется, и вполне вероятно, что через какое-то время может быть выпущен новый тираж точно таких же моделей. А есть модели, имеющие вполне ограниченный лимитированный  тираж, указанный в каталогах и/или на официальных сайтах. Также к самой модели может быть приложен сертификат подтверждающий, что эта модель одна из 1500 штук (для примера). При этом сама модель может быть как одной из, так и иметь определенный порядковый номер, указанный в том же сертификате или на самой модели. Безусловно, это добавляет модели некой уникальности. В этом случае производитель дает определенную гарантию, что именно таких моделей было/будет выпущено именно указанное количество. При этом надо понимать, что если производитель просто покрасит модель в другой цвет, то это уже будет другая модель и на нее уже эти ограничения не действуют. Иметь лимитированный тираж могут и дилерские, и регулярные модели, а также модели специальных серий, рассмотренные ниже.

Довольно часто крупные модельные магазины, дистрибьюторы или другие организации заказывают специальные серии (партии) моделей (как правило, имеющие небольшой лимит) для распространения исключительно через свои магазины. Такие модели могут быть в каком-нибудь эксклюзивном цвете или модификации. Хороший пример, Mercedes-Benz S500 (W140) для немецкого модельного магазина Modelcarworld, выпущенный тиражем 1400 штук.